Услуги
Системы эвакуации Техническое проектирование систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре Для регулирования требований к проектированию систем оповещения и управления эвакуацией при пожаре (далее - СОУЭ) разработаны нормы НПБ 88 и НПБ 104. Эти нормативные документы регламентируют общие требования к СОУЭ, которые не слишком подробны и весьма расплывчаты. Однако существуют более ранние по времени выпуска руководства по построению СОУЭ (начала 90-х годов ХХ века), которые более доступно обрисовывают ситуацию, в которой должны применяться СОУЭ. Также при построении СОУЭ не стоит отказываться от опыта иностранных производителей и тестеров: сегодня доступны европейские и американские результаты исследований работы СОУЭ. Как организовать зоны оповещения По нормативному документу НБП 104 в большинстве небольших зданий не требуется создавать несколько зон оповещения. В некоторых случаях приоритет оповещения персонала или создание отдельной зоны оповещения в некоторых обособленных помещениях внутри здания диктует выделение нескольких зон. Однако крупные здания требуют мультизонального оповещения. Относительно таких случаев в НПБ 104 дана инструкция по определению границ таких зон, в частности, они, а также порядок, в котором производится оповещение персонала, и время включения оповещения в каждой из зон согласуются с планами эвакуации, которые рекомендованы для данного учреждения при пожаре. ГОСТ 12.1.004 регламентирует условия эвакуации людей при пожаре: это такое техническое и объемно-планировочное построение здания, которое позволит завершить эвакуацию находящихся на объекте людей раньше, чем будут достигнуты максимально допустимые значения потенциально опасных факторов возгорания. Благополучный исход эвакуации по эвакуационным маршрутам характеризуется соотношением 3 основных временных промежутков, а именно:
Первые два интервала обычно рассчитываются и задаются при проектировании системы оповещения и эвакуации здания, поэтому мы не будем заострять внимание на методах их определения в данном исследовании. Однако уточним, что для расчета этих временных промежутков нужен подробный анализ возможного распространения опасных факторов возгорания в здании и создание маршрутов эвакуации в согласовании с его результатами. Подготовка решающего такие сложные задачи сотрудника должна быть очень глубокой, плюс к этому необходимы еще и навыки, наличие практики по предмету и инженерно-техническое образование. Когда зоны оповещения уже разграничены, необходимо сравнить для каждой из этих зон значения tр и tбл. Результаты сравнения и выводы, вытекающие из него, могут быть следующими:
Способы управления СОУЭ Нормативный документ НПБ 104-03 посвящен видам управления СОУЭ, а конкретно – полуавтоматическому и автоматическому управлению системой. Управление может организовываться на месте или удаленно. Выбор типа управления СОУЭ должен быть осуществлен согласно политике заботы о человеке, созданию возможности наиболее успешной эвакуации. Лучше всего комбинировать эти два способа управления. В частности, запуск оповещения в месте возгорания должен быть автоматическим, а остальные зоны можно оповещать по сигналу оператора в полуавтоматическом режиме. Инерционность системы оповещения и управления эвакуацией к минимуму. Некоторые инсталляторы боятся работы в автоматическом режиме, так как этом может привести к увеличению количества ложных срабатываний системы, привязанной к работе пожарных дымовых извещателей. Конечно, в ложных оповещениях есть как минимум один значительный минус: если тревога часто оказывается ложной, то персонал и посетители могут не среагировать на настоящую тревогу, сочтя ее ненастоящей. Однако в случае, когда решение о начале оповещения и управления эвакуацией принимает оператор, в игру вступает человеческий фактор, так как оператор также может принять ошибочное решение о действии или бездействии системы. Американские нормы в этом плане содержат более конкретные требования к автоматическому способу управления системой оповещения и управления эвакуацией. В частности, в одном из нормативных документов Соединенных Штатов Америки описывается следующий алгоритм формирования сигнала оповещения автоматическим путем:
Сигналы оповещения: как их различать Сигналы оповещения несут в себе различного рода информацию, и люди должны понимать, чем один сигнал отличается от другого, когда слышат его. То есть нужно проводить занятия с коллективом объекта и время от времени производить учебные тренировки. НПБ 104 регламентирует различную тональность звучания сигналов оповещения и остальных тревожных сигналов. Но о какой-либо унифицированности сигнала оповещения речи не идет. Главное, чтобы персонал и посетители здания были знакомы со всеми типами сигналов тревоги, которые могут быть услышаны на этом объекте. В других странах существуют единые стандарты звучания сигналов оповещения (к примеру, в Англии и США). Американский сигнал оповещения по стандарту должен звучать с периодичностью четыре секунды, за которые генерируется группа из 3 сигналов длительностью 0,5 секунды каждый. Это, конечно же, помогает сформировать более устойчивое представление о сигналах системы оповещения и управления эвакуацией у человека и облегчения задач обучения распознаванию сигнала. Также в Соединенных Штатах Америки законом регламентируется синхронная работа акустических оповещателей, которые могут включаться только при ситуации, когда эвакуация однозначно необходима. В России же единственно требование к сигналу оповещателя таково, что он должен быть настолько громким, чтобы ночью разбудить спящего человека. Однако в этом случае он может быть перепутан с сигналом будильника, что может повредить эвакуационным мероприятиям, если человек не воспримет его как сигнал пожарной тревоги. Намного эффективнее было бы создать стандарт звучания тревожных акустических сигналов и в нашей стране: это помогло бы сэкономить много времени и средств на обучение персонала, так как системы оповещения и управления эвакуацией являются необходимым атрибутом любого объекта, в котором производится трудовая и иная общественная деятельность. Та же ситуация и со стандартными текстами сообщений оповещения: в России их просто нет, потому почетная обязанность их составления ложится на производителя СОУЭ. Правда, некоторые нормы, касающиеся этого вопроса, регламентируют некоторые аспекты этих текстов. Основные из них – краткость и однозначность трактовки текста сообщения. Согласно международным стандартам речевых сообщений необходимо предварительное привлечение внимания с помощью звукового сигнала продолжительностью в 4-10 секунд, повторять сообщение предписано через каждые 30 секунд. Однако из-за того, что для России этот стандарт не является национальным, об этом вспоминают далеко не все. Тем не менее, производители систем оповещения и управления эвакуацией должны давать возможность прослушивания всех вариантов звуковых оповещений и сигналов, которые может издавать система. Это необходимо при проведении учебных мероприятий. Автоматический или полуавтоматический режим генерации сигналов также должен быть отмечен при тренировках. В качестве приоритетного типа сообщений особо выделяется голосовое сообщение от оператора системы оповещения и управления эвакуацией, которое передается с помощью микрофона. Остальные сигналы также включены в шкалу приоритетности в конкретной очередности. |